Я в Мамадыш ездил, на прошлой неделе, очень понравилось. 450 км. от Кирова, плюс немного off-road, и ты на Каме. Хорошо там, тишина, рыба ловится всякая, в общем остался доволен. А в эти выходные снова на большую реку захотелось, и решил я рвануть на Волгу. Договорился с Лёхой, что скину ему вечером SMS-ку, подтверждающую путешествие, и в пятницу днём поедем.
Подготовился основательно, еды куча, снасти, палатки и т.д., даже бокс багажный поставил. Давно его купил, ещё зимой, да так ни разу и не одевал. А тут подумал, чего хай-джеку в машине лежать, на сиденьях разложенных, пусть, думаю, на крыше будет, вместе с удочками и лопатой. Пол дня собирался, и собрался по самое немогу. Полный боекомплект. Осталось наклейку клубную прилепить, старая на другом багажнике осталась. Ну, это дело не хитрое, вырезал, приклеил. Можно ехать домой. Скинул Лёхе SMS-ку, и спать.
- Здорово, родной, как жизнь?
- Привет, всё нормально.
- Ясно. Во сколько за тобой заехать?
- Куда?
- Как куда, на Волгу поедем?
- Какая Волга, у меня работа!
- Блин, так вчера же договаривались?
- Я до ночи ждал, сообщения не было. С утра по работе договорился. Отменить не смогу.
- Ну, будь здоров. Вернусь – позвоню.
Не надо на меня орать! Я всего одну цифру перепутал! Напридумывают номеров, блин, мегафоны грёбаные, местный, федеральный, хрен запомнишь. Правильно один мужик говорил: «Если при поездке на рыбалку что-то не заладилось, дальше будет хуже». Надо было сразу душить в себе жабу, бить её по морде, пинать ногами, и ехать в гараж разгружаться. Самое удивительное, что даже мыслей не возникло в эту правильную сторону.
- Стас, поехали на Волгу? Работа в выходные? Ну, извини, до встречи.
- Андрюха, как жизнь? На Волгу поедем? Болеешь? Простыл? Ну, выздоравливай.
- Анатолий, не хотите ли на рыбалку? Ногу растянул? В футбол играл? Ну, лечись, лечись, Марадона хренов!
- Костя, привет! Как Диму найти? На рыбалке? Уже неделю? Ок.
- Брат, собирайся. Поехали Волгу смотреть.
- А чего её смотреть-то? Я там рыбачил, когда ты ещё в школу ходил. Не поеду. Далеко, неохота.
- Блин, ну ты же мне родной брат, да ещё и старший. Должен мне помочь. Я в жопе, машина загружена, ехать не с кем.
- На Волгу не поеду, давай поближе куда-нибудь?
- Ладно, собирайся пока, через час заеду.
Ну, ведь есть же приметы, в конце концов. Никто ехать не согласился, Волга обломилась, думаю я. забирая с прилавка ларька три пятилитровки с водой. Ручка одной абсолютно новой бутылки, рвётся пополам, и посудина падает на асфальт.
- Какие же ещё тебе, идиоту, нужны знаки свыше, чтобы ты вернулся домой? Внутренний голос из последних сил пытался спасти наше общее тело.
- Да не надо мне никаких знаков. Сам вижу, что всё плохо, но ехать хочу. Чего дома-то сидеть? Скоро лето кончится.
- Ну и хрен с тобой, я тебя предупреждал, потом пожалеешь.
Это сейчас у меня всё болит, руки, ноги, машина. А тогда всё нормально было. Тогда? Слово-то, какое древнее. Всего чуть больше суток прошло, а детали вспоминаю с трудом.
- Ну, здравствуй. К путешествию готов?
- К какому путешествию? Мы же на рыбалку едем?
- Да ну её, эту рыбалку, лучше место новое поищем, дороги изведаем. Ничего супер-пупер в голову не идёт, но одна намётка имеется. Как-то мужик показывал место на карте, недалеко от Нолинска, где он в детстве рыбачил. Народу, говорит, никого, а рыбалка неплохая.
- А до Нолинска сколько?
- Километров сто сорок примерно.
- Ну, тогда поехали.
Дорога до Нолинска не представляет собою ничего интересного. Обычная разбитая кировская трасса, с кучей свежих заплат на асфальте. На въезде в город «Лукойловская» заправка, в самом конце которой, с трудом нахожу колонку с дизельным топливом.
- Слушай, а вот мне интересно, дизельные колонки всегда такие древние?
- В каком смысле древние?
- Да ты вокруг посмотри, везде колонки новые, а эта одна, маленькая, ржавая, со стрелочками. Они всегда такие?
- Да нет, обычно такие же, как все, только грязные.
- Почему грязные?
- Потому что «камазисты» сволочи. Сначала он рукой откручивает грязную крышку своего бака, а потом этой же рукой хватает пистолет. Поэтому на дизельной колонке, пистолет без перчатки трогать нельзя. Пара перчаток стоит восемь рублей, что является мизерной суммой в сравнении со стоимостью камазовского бака солярки, но если человек свинья, то он свинья во всём.
- Странно, в Германии все колонки чистые.
- Это в Германии, а здесь Нолинск. Я в кассу пошёл.
Достаю ноутбук, включаюGPS, гружу двадцатый квадрат.
- Вот смотри, мы тут, до Шварихи двадцать километров. Через три километра поворот направо в деревню Ключи. А дальше старая дорога вдоль берега.
Первый раз в жизни видел как обычный человек, превращается в неплохого штурмана, за считанные минуты. Ozi Explorer творит чудеса.
- Сильно не разгоняйся, сейчас поворот будет, после птицефабрики.
- Молодец, блин, на лету схватываешь.
- Удобная штука, мне нравится. А там точно дорога есть?
- Должна быть, карта свежая, всего пятнадцать лет прошло.
- Да уж, свежее некуда.
- Вот Ключи, дорога должна идти влево. Как показывает практика путешествий по генштабовским картам, дороги остались, но съезды и развилки могут быть в другом месте. Так и есть, мы уже на берегу, и дальше тупик. А наша дорога был именно тот поворот с поля, в заросли травы и кустарника, который мы проскочили.
- А дорога-то накатанная, вот следы от УАЗика, а вот от трактора маленького, типа Т-25. Значит, люди ездят.
Конечно, ездят, правда, недалеко. Метров через пятьсот мы увидели полянку на берегу реки, с признаками цивилизации, в виде костровища и кучи мусора. Наша трасса уходила дальше и упиралась в ручей.
- Как поедем?
- Нормально поедем, просто нажмём на педаль и поедем.
- Так застрянем же?
- Жёлтый, ты чё? Мы же на внедорожнике! На машине, пусть и не полностью, но подготовленной. Зря что ли я её всю зиму строил? Не «Свамперы», конечно, и не 35-е, но и для наших «Куперов» эта лужа не преграда!
- Я же возможности твоей машины не знаю. На своей Ниве мог бы и не сунуться. А ты даже дно не проверил. Ну, тебе виднее. Хотя стоит заметить, что дорога всё хуже и хуже.
- Да вижу я, не слепой. Посмотри-ка лучше чего там на компьютере. А то мы как-то подозрительно в лес углубились, не понятно где река.
- На компьютере всё нормально, едем точно по пунктиру. Вятка рядом, метров триста от нас.
- Это радует, я тебе говорил, нет ничего надёжне старых генштабовских карт!
- Ты лучше притормози, а то у тебя эта фигня на крыше, может зацепить.
- Не боись, по высоте проходим. Только если это дерево до конца сломается, нас как Чебурашку сплющит. А оно всё равно сломается, рано или поздно.
- Точно, вон как это. Прикинь, кому-то досталось?
- Шутишь всё? Уже не до шуток. Такое полено с дороги даже трактором не оттащить. А ведь ездил кто-то? Смотри, объезд вырубили.
- Молодцы. А вы в клубе тоже объёзды прорубаете?
- Я не знаю. Рубят, наверное, но без меня.
- Почему без тебя?
- Я бензопилы боюсь. Купил пару лет назад, отпилил один брусок, и продал. Боюсь я, не легла в руку, как говорится. Не моё это.
- А ты как же? Как проехать-то?
- Проехать? А нафига? В соревнованиях я не участвую, а на рыбалке мне это не надо. Слава Богу, не совсем башня съехала. Я лучше крюк двести километров сделаю, чем лес валить.
- Скоро крутой берег проедем, и дорога к Вятке повернёт.
- Будем надеяться. Я так и понял, потому что песок попадаться начал. Хорошо, что дождя не было, и дорога сухая. Всего пара мест было засадных, да вот ещё одно впереди.
- Может развернёмся, пока не поздно? На той полянке порыбачим?
- Да брось ты суетиться раньше времени. Сейчас тихонечко по бровке проскочим.
- Местечко надо сказать ещё то, смотри, сколько брёвен накидано, кто-то крепко сидел.
- Кто-то сидел, а мы проехали. Вот она родимая, вылазь, пошли воду смотреть.
Точно не помню, но на место мы приехали часов в семь вечера. Дорога вышла из леса на поле, и уходила дальше среди высокой травы, вдоль берега. Оглядев предполагаемые условия ловли, было принято решение продолжить путь еще на пол километра, до видимого нами пляжа. Поскольку дальше мы перейдём к главным событиям того вечера, стоит уделить некоторое внимание одной детали. Дело в том, что резина «Купер МТ», в которую был обут мой «Терран», совершенно не едет по асфальту на давлении меньше 2,7 атмосферы. Плюс к этому, замыливается по глине в считанные секунды, после чего, очищает протектор только на твёрдом грунте.
В колею, мы соскочили метров через сто. Соскочили весело, на брюхо. Дорога на поле оказалась крайне топкой и противной, что сразу испортило настроение. Я очень люблю рыбачить на поле, подальше от леса. Т.к. на поле есть ветер, и нет гнуса. Но я очень не люблю ездить по полю, т.к. на поле нет деревьев и не за что зацепить лебёдку. Пришлось доставать хай-джек.
- Не боись, брат, прорвёмся! Бери в багажнике топор, тащи пару брёвен, а я пока подниму машину.
Каждый раз, в расколбасе, упускаешь один важный момент – когда надеть сапоги? Каждый раз, когда приходит этот момент, ты открываешь дверь машины, и понимаешь что уже поздно. Понимаешь, что до сапог нужно добираться в кроссовках, по колено в грязи. Ну не могу я положить сапоги на видное место, просто не могу. У меня и так на видном месте лежит пульт от лебёдки, стропа, трос, шаклы, топор, Аутан, куча всякой мелочи. Не может же быть всё на видном месте? Что-то же должно быть в глубине багажника? В общем, путешествие закончено. Сейчас мы вытащим машину, все перепачкаемся, и вернёмся к реке, мыться, одеваться, и может быть ловить рыбу.
- Ты это называешь топором? Это, блин, сувенир какой-то! Я всё понимаю, «Фискарс», все дела, но нафига было брать самую маленькую модель?
- Это не самая маленькая, там ещё меньше были. Зато он острый очень. Тебе надо-то пару веток срубить, а дальше выскочим. Я уже машину поднял.
Пара веток проблему не решили. И ещё пара веток не решили, а потом ещё пара веток и т.д. Через час, когда силы были уже изрядно потрачены, пот проступал через джинсовую жилетку, а машина садилась в болото всё глубже и глубже, я стал разматывать лебёдку.
- Эх, брат, были бы мы в лесу – хохотали бы. Пара минут, и едем дальше. А здесь цеплять не за что. Вот за тот куст попробуем, если троса хватит.
- Ивы в принципе крепкие, давай я шагами померяю. У меня двадцать девять шагов получилось. Хватит?
- Посмотрим. На лебёдке двадцать пять, плюс динамический девять метров. Должно хватить. Бери стропу корозащитную и вокруг корней обвязывай.
- Дальше что делать?
- Сейчас я включу передачу, а ты на пульте нажимай на «IN», и будем вылазить.
- Никогда не думал что это так легко. С лебёдкой и вправду ничего не страшно. Выехал почти мгновенно, даже ива не погнулась.
- Ну дак, ёп, мы ж ёп, не шиком бриты. Наклейка-то на заднем стекле не просто так болтается. «First Moskow Nissan Off-Road Club».
- Так это же московский, ты то откуда там?
- Это просто название «московский», а так он международный в целом. Просто самый демократичный клуб, с приемлемой для меня философией.
- А ты там был когда-нибудь?
- Пока не был, вот сегодня должен быть там, да не поехал. Через месяц рвану.
- На покатухи?
- Скорее всего. У них там сегодня «Солдатский мост», тоже колбасятся. Они там, а мы тут. Веселуха!
Лопаты вымыты, хай-джеки спрятаны, брат ловит рыбу.
За один час рыбалки, была выловлена одна рыба породы чехонь. Брат считает, что там, где есть чехонь, есть вся рыба. Я считаю, что там, где есть чехонь, никого кроме чехони нет. В девять часов вечера, мы решили вернуться на трассу, чтобы продолжить путь в сторону Уржума.
- Самое плохое место, я не зря вышел. Езжай как в прошлый раз, по бровке.
- Не могу, блин, колёса замылены, сносит в колею.
- Попробуй ещё раз, надо на бровку выскочить. Ты по своим следам двигайся.
- Не могу я, вперёд под горку ехали, а тут вверх надо. Не получается.
- Ну, пробуй сколько можешь. Я у колеи стою, буду направлять.
- Не надо на меня орать! Я туда не сползал, машина меня не спрашивала. Сама упала.
- Машина у тебя хорошая. Деревьев куча кругом, разматывай лебёдку.
А ведь всего неделя прошла, Мамадыш как на ладони!
- Лёха, спрашиваю я местного паренька из татарского села Омары, недалеко от Мамадыша. Какую водку взять местную?
- На ваш выбор.
- Что значит, на ваш выбор? На мой выбор, я бы Гжелку взял, или Немироф, я вашу хочу, татарскую.
- Всё-равно, ваш выбор.
- Лёха, ты что, идиот? Я тебя спрашиваю, какую местную водку купить?
- Да водка у нас так называется, «Ваш выбор», очень хорошая водка!
Водка и вправду неплохая. Выпил сейчас бутылку, и, еле еле по клавишам попадаю. Пойду спать, завтра текст допишу.
С момента моего возвращения, прошло тридцать пять часов, из которых больше двадцати я спал. Человек может много спать, когда очень устанет. А ещё человек может быть слишком уверен в своей безнаказанности, когда у него есть лебёдка. Сколько раз об этом писали, сколько раз предупреждали, что у всего есть предел. А сколько ещё напишут? Но мы же всё будем делать очень осторожно. Не станем перегревать двигатель, побережём трос, поставим блок, если силы не хватит. Так что если аккуратно, всё у нас получится.
Не получилось. Лебёдки хватило на пять метров. Потом я услышал звук лопнувшего металла, где-то под днищем, потом ещё один, впереди, потом щёлкнуло реле защиты от перегрева, и всё затихло. Крепления установочной площадки порвались, и бампер вместе с лебёдкой остался висеть на двух болтах.
- А что там внизу сломалось? Ты не заметил?
- Могу только предположить – треснула рама.
Дальше я не смогу описать и сотую долю ужаса, который прошёлся по моему телу холодной дрожью. До первой деревни всего километр, но она полумёртвая. Есть ли там трактор – большой вопрос. УАЗик может не вытянуть. Беларусь не пройдёт под деревом. Что-то длинное не впишется в объезд. До нормальной деревни 20 км. До города 170, от туда никто не поедет. Есть только хай-джек.
- Давай без паники. Экипированы мы отлично. Палатка, столик, всё необходимое. Еды – на неделю минимум. Воды литров двадцать. Два мобильника, три рации, спутниковый телефон, GPS, даже два. Волноваться не стоит. Будем выбираться.
- Дерьмо твоя лебёдка. Всегда боялся ездить на джипе, потому что теряешь страх, а когда застрянешь, его ничем не вытащить.
- Лебёдка как раз отличная. Крепление не очень. Но ведь я ею несколько раз пользовался, кто же знал, что железо порвётся.
- Я пошёл за брёвнами, доставай домкрат.
- Сколько мы проехали?
- Метров пять примерно.
- А сколько ещё надо?
- Еще столько же.
Ставлю домкрат под задний бампер, поднимаю на полметра, машина падает. Глина скользкая, домкрат уводит в сторону. Пытаюсь снова и снова. Ничего не получается. Руки горят, мозоли кровоточат. Одеваю перчатки. Так хуже, ручка скользит, пытаясь ударить по голове. Держу крепко. Пружины хай-джека забились грязью, приходится помогать ножом. Ручку вверх, отщёлкнули нижний шток, ручку вниз – отодвинули верхний. Работаем вдвоём. Пару веток подбросили, но это не помогает.
Переставляю домкрат под подножку. Ручка не опускается, мешает земля. Копаю сбоку траншею, под ручку. Получилось. Поднимаю медленно, осторожно.
- Хай-джечек, миленький, родненький, не подведи. Я тебя очень прошу, ты у меня один остался. Если сломаешься – пропадём.
Чугунная стойка начинает гнуться.
- Не лезет дальше, давай ещё на щелчок.
- Боюсь я, сломаться может. Возьми бревно поменьше.
- Где взять-то, эти еле нашёл. Не видно ни хрена, фонарик маленький, только траву освещает. А брёвна под листьями завалены.
- У меня силы не хватает на рычаг нажать.
- Давай вдвоём.
- Нельзя, так точно сломаем. Если один смогу, значит выдержит. Ну что, хватит?
- Нормально, давай опускать. Стой!!! Я в колею ступил.
- Ну и что?
- Брат, я провалился выше сапога, а там, на дне БРЁВНА!!! Их много, десятки, по всей колее!
Опускаем машину, брёвна уходят в грунт, машина ложится на раму.
- Это бесполезно, здесь болото! Мы кладём брёвна, ты трогаешься, и они уходят в землю. Нам не выбраться.
- Нам надо выбраться, у нас выхода нет. Мы будем подкладывать снова, и снова. Мы вырубим весь лес в округе, мы будем жить здесь неделю, или год, но мы всё равно выберемся.
Полночь. Ничего не видно. Комары, много комаров!
- Лежишь?
- Да.
- На земле?
- Да.
- В грязи?
- Наверное. А ты?
- Я тоже. Комары достали.
- Я не чувствую.
- Сколько мы проехали?
- Около двух метров.
- Надо вставать.
- Зачем?
- Фотки сделать.
- Вставай.
- А ты?
- Сил нету.
- Надо.
- Ленин сволочь.
- Почему?
- С бревном обманул.
- В смысле?
- То, которое мы с тобой последний раз тащили, весит килограмм пятьдесят. А у Ленина на картинке в два раза толще было. Надувное однозначно.
- У него сухое было, а эти из болота. - Давай спать ложиться, утром продолжим.
Проснулись в начале пятого. Светало. Съели по банке консервов, и пошли искать брёвна.
- Давай сейчас так поднимем, чтобы под каждое колесо, по три штуки, и впереди тоже.
- Согласен, только надо колею прокопать. Там впереди объезд, тебе не вырулить, а прямо ещё хуже.
- Ты иди за брёвнами, а я копать буду.
- А чего за ними идти, их вокруг полно. Просто ночью не видно было, а сейчас видно. Интересно, кто же здесь до нас сидел?
- Сам об этом думаю. Грузовик сюда не проедет, джипу здесь делать нечего. УАЗик наверное. Им сильнее досталось, без лебёдки и без хай-джека, сто процентов.
- Это давно было. Год назад минимум, а скорее всего, два. Брёвна старые, и пни тоже.
- Погляди сзади, мост ещё на земле?
- На земле, надо дальше подкладывать.
- У тебя кровь на лице.
- Это ветками исцарапало. А у тебя на руке.
- Хай-джек постарался. Давай пробовать. Вроде оторвались.
- Садись в машину, я мосты посмотрю.
- Сел.
- Всё нормально, ничего не задевает. Давай трогайся.
- Боюсь я, боюсь, что снова не сдвинется. Сколько раз пробовали.
- Если не поедет, больше ничего не сделать. Надо за помощью идти.
- Не едет!!! Посмотри, какое колесо шлифует?
- Они все шлифуют, все четыре, прямо по брёвнам!
- Как все? Погоди, я вылезу.
- Машина стоит на месте, колёса крутятся, брёвна скользкие.
- Чушь какая-то. Так не бывает. Ну, я идиот! Дебил, блин! Ну, как такое может быть? Я же колёса не спустил! Никогда не забывал, а тут забыл. Когда лебёдка оторвалась, был шок, и про колёса даже не вспомнил. Бери щётку, мой ниппели, я пошёл дефляторы доставать.
Стравливаем давление до единицы, сажусь в машину и понимаю – если не поедет это конец. Больше нет сил, я не смогу даже поднять домкрат, а брат не поднимет ни ветки. Это предел человеческих сил. Обычных, человеческих. Наверное, солдаты на войне или альпинисты в горах могут намного больше, но мы обычные люди, и силы у нас закончились. Обязательно должно получиться. Больше ничего не мешает. Надо проехать три метра, и вырулить из колеи. Но надо спешить, брёвна уходят в болото.
Сажусь в машину, включаю передачу, и медленно отпускаю сцепление. Я чувствую каждое движение, чувствую, как резина постепенно обхватывает бревно по бокам, и…. машина отрывается с места! Пара метров вперёд, руль влево, газ до упора, правое переднее падает в прокопанную канаву, и машина поворачивает в сторону, выскакивая из колеи. Мы победили! Мы сделали это! Мы спасены!
- Там ещё пара мест засадных была. Я впереди пойду, а ты за мной поедешь.
- А почему так сыро вокруг? Дождя не было, а вперёд мы по сухому ехали.
- Роса выпала, здесь лес смешанный. Ёлки, берёзы, и трава. Росы много, вся дорога сырая. Ты собирайся, а я пошёл, наши брёвна сосчитаю.
- Сколько?
- Семнадцать! Не считая мелких.
- Мы с них несколько раз съезжали, и подкладывали по-новому, значит, я поднимал машину не менее двадцати пяти раз. Надо фотку сделать. Сколько раз снимал, а потом дома смотришь и глубину колеи не видно. Сейчас смотрю – видно, а на фотографии нет.
- Это объектив искажает. Надо снимать издалека, с максимальным оптическим зумом, тогда видно будет.
- Раньше не мог сказать? Пока не отъехали?
- Ты же там не спрашивал. Но если хочешь, можем вернуться.
- Нет уж, как-нибудь в другой раз.
- А мы, что, на рыбалку не поедем? Восемь утра всего.
- Мне бы до города доехать, чтобы бампер с лебёдкой не потерять. На двух болтах висят.
- Ну, как знаешь. В город, так в город. Только в следующий раз без меня.